Бухар жырау Калкаман улы — казахский акын, жырау, видный представитель казахского устного поэтического творчества. Бухар-жырау родился в 1668 г. в Баян-ауле в местечке Суйхар-Ния (в Далбе в 70 верстах от Баянаула в 1700 г). , умер там же в 1781 г. По словам главного исследователя его жизни и творчества Машхура — Жусупа Копеева, собирателя произведений жырау, Бухар происходит из рода Аргын, предки Бухара — старшины, родоначальники, отец Бухара Калкаман батыр.
О социально активной жизненной позиции Бухара свидетельствует его деятельность в качестве судьи (бия) уже в молодом возрасте. О завоеванном им в эти годы авторитете говорит тот факт, что вместе с Казыбеком, Толе би и Айтеке би он участвовал в составлении свода законов Тауке хана » Жеты жаргы». Выходец из народа, Бухар благодаря доблести и красноречию «из простых стал ханом», «из черных стал светлым», считаясь по праву влиятельнейшим бием своей эпохи.
Феномен Бухар жырау — его слово, затронувшее самые глубокие жизненные струны народной толщи и потому оказавшееся действенным. И сказано оно было в годину сверхвысокого напряжения и жестоких испытаний для казахского народа. Быть или не быть — так стоял перед ним вопрос. Джунгары наступали на казахскую землю как смерч, уничтожающий все признаки жизни на своем пути. А рядом уже явственно ощущалось испепеляющее дыхание двух гигантов — России и Китая. Тиски, окружившие казахскую степь, были поистине стальными. Но самым страшным для народа был его внутренний враг — повсеместно процветающие трусость, слабость, приспособленчество, желание бежать от врага и от любых проблем куда глаза глядят, сочетаемые с мелкими клановыми интересами, одержавшими верх над патриотическим долгом.
Золотая страница в жизни казахского народа — это встреча Бухара-жырау с ханом Аблаем. В эпоху Бухара, когда казахское государство слабело и распадалось на части, самым сильным правителем среди казахских ханов был Аблай. Он хотел объединить все три жуза в единое могучее централизованное государство. Бухар с удивительной проницательностью угадал гений Аблая, искренне поверив в него. Аблай со своей стороны увидел в лице поэта глубокого мыслителя, истинного певца своего народа, выразителя его дум и чаяний. В этом творческом содружестве раскрывается смысл политики и дипломатии Аблая. Хан Аблай ценил в Бухаре не только его бийское красноречие и знания «обычного права». Пожалуй наибольшее уважение и даже страх испытывает Аблай перед Бухаром-прорицателем, в вещей песне раскрывающем людям будущее. Бухар предсказывал Аблаю маршруты и счастливые дни походов, толковал ханские сны. Аблай знал цену и красноречию, и знаниям, и дипломатическим способностям своего жырау, он прибегал к услугам Бухара, желая наладить отношения с вышедшими из-под его власти родами. Бухара прозвали («комекей аулие»-святая гортань). Никого другого ни из предшественников, ни из современников Бухара так не называли. Его дар поэтической импровизации считали вещим. С детства, сообщают хранители преданий, Бухар был «сакау»-глухонемым. Однажды, когда мальчику было 7 лет (13, 17, 20), его родные уехали на похороны родича. В пустом ауле, подойдя к месту доили кобылиц, Бухар попал в смерч, завитый неведомо откуда налетевшим порывом ветра, и тогда из его уст безостановочно полилась песня. Глухонемой услышал и заговорил, заговорил стихами. Эта часть жизни Бухара, безусловно, легендарна, но это указание на то, что в повседневной жизни Бухар говорил стихами.
Слово Бухара — весомое и мудрое. Благодаря его жырам мы можем проследить воочию за живым процессом разворачивания истории. В поэме Бухара «Сабалак» описано торжество провозглашения Аблая ханом произошедшее в 1734 г. Влияние Бухара на хана было так велико, что от него во многом зависела ханская политика. Бухар может позволть в отношении к «деспотически и самодержавно правящему Аблаю» (Ч.Валиханов) то, что никто не посмел бы, и по просьбе народа не раз выступает в защиту оказавшихся в немилости у хана. Он советовал Аблаю не воевать с Россией («орыспенен согыспа»), остерегаться китайско-манчжурских войск («егер шуршит келсе..»). Бухар Аблая называет «шедрый Аблай» (кен Аблай), моя опора («кен аям»), он видит в нем того хана, вокруг которого сплачивается народ («калын ел»), собирающего всеказахское ополчение, совершающего походы и обогащающего подданных военной добычей. Доблестен и славен хан-военачальник, именно таков для Бухара Аблай. Идеи родового и племенного единства разрастаются в песнях Бухара в идею всех подданных Аблая, т.е единства государственного. Он требует заботы хана о народе и признания народом хана Девятое желание-пусть ваш торе не лишится трона Тлек»), «Позаботься о своем народе — требует он от хана.
Бухар — это осколок эпохи и в то же время зеркало социальной жизни своего времени. Он не задавлен повседневностью, а призывает казахов задуматься над тем, что не одной материей живет человек. «Не ввергай себя в бесконечные тяжбы за скот, за землю, скот может погибнуть, земля останется и после тебя» — взывает Бухар жырау к своему соплеменнику. Ему удалось настолько впитать в себя богатство устного творчества, что его по праву можно считать одним из родоначальников казахской литературы.
Батыры, выдвинувшиеся в эпоху Аблая и ставшие его соратниками, чтили Бухара как великого человека и идейного вдохновителя. Богенбай почитал за честь свою дружбу с Бухаром жырау.Призывая к единству, проповедуя сплоченность, Бухар выступает как поэт-патриот. Бухар-жырау своими мудрыми и вдохновенными стихами помог казахскому народу пройти еще один отрезок пути к национальному самосознанию. Единство и сплоченность не на один год, не на время опасности, а навсегда. Этот девиз Бухара актуален по сей день. Ранние записи произведений Бухара существуют- это записи 1880 г. от Курманбая, внука Бухара. Известны произведения Бухара: «Ай, Аблай, когда я тебя видел», «Когда было великое бедствие», «Куда ты направляешься, Садыр?», «Если не отвечу хану», «Через несколько месяцев придет лето», «Привет — как бы мать слов», «Ах, уж это время» и т.д.